«ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Том LII, С. 615-617
опубликовано: 3 июня 2023г.

«ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Офиц. издание Олонецкой епархии, которое было разрешено 30 марта 1898 г. указом Синода по ходатайству еп. Олонецкого и Петрозаводского Назария (Кириллова; впоследствии митрополит Курский), поданному 31 дек. 1897 г. До 1898 г. местные церковные материалы часто печатались на страницах «Олонецких губернских ведомостей». «О. е. в.» выходили в Петрозаводске (редакция размещалась в здании Олонецкой ДС) с 1 июля 1898 по 1 июня 1918 г.: в июле 1898 - февр. 1909 г., янв.-апр. 1917 г., июле 1917 - июне 1918 г.- 2 раза в месяц; в марте 1909-1916 г. и мае-июне 1917 г.- 3 раза в месяц. В 1917 г. вышло 26 номеров, в 1918 г.- 11 номеров. В 1900-1918 гг. журнал выходил с общей годовой пагинацией.

Редакторами офиц. части были секретари и чиновники консистории Г. П. Добротин (1898-1899 (№ 1-7/8)), С. А. Малевинский (1899 (№ 12-24) - 1902 (№ 1-2)), В. Ф. Иорданский (1902 (№ 5-7, 11, 12, 15-24) - 1904 (№ 1-2)), Г. Я. Воскресенский (1904 (и. о. редактора № 6-7; редактор № 8-10, 14-24)), П. П. Сребрянский (1905 (№ 16-24) - 1908 (№ 1-6, 8-9)), И. С. Борзецовский (1908 (и. о. редактора № 10-13; редактор № 14-22, 24) - 1912 (№ 1-15), 1914 (и. о. редактора № 26-27; редактор № 28-36) - 1917 (№ 1-13, 15)), П. И. Квесит (1912 (№ 26-36) - 1914 (№ 1-24)), прот. Н. Е. Звероловлев (1917 (№ 17-23)), А. Степанов (1917 (№ 24-26) - 1918); отдельные номера в отсутствие редактора подписывали Звероловлев (1899 (№ 9-11), 1901-1904), В. А. Воздвиженский (1905 (№ 1-15)), Н. Н. Первенцев (1906-1907), Н. И. Вещезеров (1907-1908), П. П. Семёнов (1908, 1910 (№ 17-21), 1912 (№ 16-25), 1915; редактор № 25 за 1914, № 16 за 1917). Редакторами неофициальной части были ректоры и преподаватели ДС архим. Нафанаил (Троицкий; впосл. митрополит) (1898-1902 (№ 1-4)), архим. Евгений (Мерцалов; впосл. епископ Олонецкий) (1901 (№ 14-15) за редактора; 1902 (№ 5-12, 16-24) - 1903 (№ 1-2) редактор), архим. Фаддей (Успенский; впосл. сщмч., архиепископ Тверской) (1903 (№ 5-21, 23, 24) - 1908 (№ 1-23)), А. А. Покровский (1908 (№ 24), 1909 (№ 1-3, 29-34), 1915 (№ 15) за редактора; 1909 (№ 4-28) - 1917 (№ 1-8) и. о. редактора), архим. Никодим (Кононов; впосл. сщмч., епископ Белгородский) (1910 (№ 1-17, 26-35)), иером. Иоанн (Братолюбов; впосл. архиепископ Ульяновский) (1910 (№ 36) - 1912 (№ 1-17, 24, 25) и. о. редактора), прот. Н. К. Чуков (впосл. Григорий, митр. Ленинградский) (1917 (№ 9-26) - 1918 (№ 1/2-7, 11)); отдельные номера неофициальной части в отсутствие редактора выпустили преподаватели семинарии Я. С. Елпидинский (1900, 1902, 1903), П. К. Мягков (1903), В. И. Лебедев (1904, 1905, 1907), прот. П. Д. Метелев (1918).

В офиц. части помещались Высочайшие манифесты, указы и рескрипты, указы и определения Синода, распоряжения епархиального начальства и епархиальные известия, в т. ч. о наградах и производствах в чины служащих по духовному и духовно-учебному ведомствам, о переменах по службе, списки вакансий, маршруты поездок епископа по обозрению церквей епархии, разрядные списки воспитанников духовных семинарий, духовных училищ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, расписание проповедей петрозаводского духовенства в соборе, сообщения о присоединении к Православию, об открытии приходов и освящении храмов и т. п., а также программы, журналы и постановления съездов духовенства (общеепархиальных, миссионерских, по учебным округам), обращения, объявления и отчеты правлений и советов епархиальных учреждений, братств и благотворительных заведений, устав и воззвание Императорского Православного Палестинского об-ва и др.

В неофициальной части помещались слова, беседы, поучения и речи правящих архиереев, ректоров ДС, особенно часто - архим. Фаддея (Успенского), кафедрального прот. Александра Надежина (впосл. Александр, еп. Вологодский, обновленческий митр. Петрозаводский), прот. Иоанна Лаврова, священников Иоанна Дроздина, Николая Чукова, Викентия Красова, Павла Березина, иером. Иакова (Колтановского), др. клириков епархии, преподавателей ДС. Богословских статей было немного (напр., «Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых» С. И. Покровского (1901. № 22-24; 1902. № 1-8), «Св. Андрей Критский как церковный песнописец» Мягкова (1902. № 4-9), «Книга Руфь: (Исторические сведения о книге)» И. А. Машезерского (1904. № 13-19, 22)). В 1898-1908 гг. почти в каждом номере печатались статьи (значительная часть принадлежала перу преподавателя ДС Д. П. Ягодкина) и стихотворения нравоучительного и патриотического содержания (Ягодкина, свящ. Викентия Красова, Е. Петровского и др.), а также описания паломничеств, из к-рых наиболее интересны «От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника)» (1899. № 19-22, 24; 1900. № 1-6, 8, 11-15, 17-19, 21-24; 1901. № 3, 5-7/8, 11-16, 18, 19, 24; 1902. № 5, 15, 16), «Вифлеем» (1901. № 1. С. 18-24; № 2. С. 64-68), «Гефсиманская весь и Вифания» (1901. № 9. С. 276-280; № 10. С. 302-306) и «Горняя» (1902. № 11. С. 401-404; № 12. С. 436-439) свящ. Евгения Мерцалова, статьи и заметки церковно-практического характера (напр., «Вывод основных формул пасхалии» Т. И. Астапова (1899. № 9. С. 17-18; № 11. С. 12-15; № 14. С. 27-29)), пояснения богослужений, каноны утрени в рус. переводе Е. И. Ловягина (1903. № 7, 8, 11, 16-18). От большинства епархиальных изданий «О. е. в.» выгодно отличались незначительным количеством перепечаток из др. журналов.

Благодаря значительным усилиям редакции по сбору местных церковно-исторических материалов в неофиц. части были помещены исторические описания мн. церквей и сел (одна из первых - «Летопись Кончезерской или Марциальневодской церкви» свящ. Петра Орлова (1898. № 7. С. 21-22; № 8. С. 26-28; № 11. С. 26-27; № 12. С. 28-29)), а также многочисленные документирующие жизнь приходов заметки и корреспонденции в рубрике «Местная епархиальная хроника». Публиковались исторические и краеведческие статьи, такие как «Олонецкая епархия, ее пределы и население» (1898. № 1. С. 7-11; № 2. С. 18-20; № 3. С. 12-18), «Распространение христианства в Олонецком крае» (1898. № 5. С. 17-20) и «Новгородские владыки» (1899. № 15, 16, 20, 22-24; 1900. № 5, 6, 11, 15, 17; 1901. № 1, 3, 10, 14, 16; 1902. № 8, 9, 12, 13/14, 20; 1903. № 1; 1904. № 6-9) Елпидинского; «Святыня города Каргополя» К. А. Докучаева-Баскова (1899. № 11. С. 18-23; № 12. С. 23-25; № 13. С. 17-21); «Задне-Никифоровская пустынь Олонецкой губернии и уезда: (Очерк)» Ягодкина (1901. № 12. С. 376-379; № 13. С. 417-420; № 14. С. 447-452; № 16. С. 496-501); «Из прошлого Олонецкой духовной семинарии» А. Н. Хергозерского (1901. № 23, 24; 1902. № 1-3, 5, 8); «К 400-летию Александро-Свирского монастыря: (Очерк)» мон. Афанасия (1906. № 8-12); «Слава святителя и чудотворца Николая в Олонецком крае» (1908. № 21-24; 1909. № 2, 4, 8, 11, 13) Н. С. Шайжина. Регулярно печатались также отчеты о поездках по епархии правящих архиереев, напр. «От Петрозаводска до Клименцкого монастыря и обратно: (Из второй поездки преосвящ. Назария по обозрению Олонецкой епархии)» прот. Александра Надежина (1898. № 3. С. 18-26), и хроникальные заметки о семинарии, напр. «Из жизни Олонецкой духовной семинарии за минувший 1898 г.» С. А. Лосева (1899. № 2. С. 32-35; № 3. С. 38-40; № 4. С. 39-41).

Среди трудов по местной агиографии - «Преподобный Александр, игумен Троицкого Свирского монастыря» Е[лпидинского?] (1899. № 3. С. 5-9; № 4. С. 7-11), «Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Исторические сведения о церковном их почитании)» (1902. № 16-22, 24; 1903. № 2-6), «Олонецкие святые: Их жизнь и церковное чествование: (Агиологические очерки)» (1903. № 7-9, 11-15), «Чудеса прп. Александра Свирского» (1903. № 16, 18-20) и «Олонецкий патерик» (1910. № 13. С. 255-266; № 14. С. 289-316; № 15. С 331-349; № 16. 377-386) архим. Никодима (Кононова); «Местночтимый подвижник блаженный Фаддей» архим. Фаддея (Успенского) (1904. № 13. С. 387-393; № 14. С. 415-421; № 15. С. 450-456).

Значительную долю публикаций неофиц. части в 1898-1905 гг. составляли миссионерские, посвященные преимущественно старообрядчеству: беседы миссионеров-священников, отчеты о собеседованиях и миссионерских поездках, известия о «состоянии раскола» в приходах и уездах, а также исторические и обзорные статьи, напр. «Раскол в Олонецкой епархии» (1898. № 1. С. 11-13; № 4. С. 16-20; № 6. С. 13-18; № 12. С. 19-24) и «Краткое руководство по расколоведению» (1901. № 13. С. 403-412; № 14. С. 437-443; № 15. С. 464-467; № 16. С. 488-492) свящ. Константина Плотникова, «Каргопольские «бегуны»: (Краткий исторический очерк)» (1900. № 10. С. 371-376; № 11. С. 412-420; № 12. С. 449-457) и «Очерки по истории раскола в Олонецкой епархии» (1901. № 21. С. 645-651) Д. В. Островского, «Амвросий, бывший митрополит Босно-Сараевский» свящ. А. В. Здравомыслова (1905. № 6. С. 182-184; № 8. С. 246-254; № 9. С. 272-281; № 10. С. 311-313), «История странничества в Шунгском и окрестных приходах Повенецкого уезда» свящ. Михаила Преображенского (1908. № 22. С. 517-520). Были опубликованы сочинения и письма архиеп. Аркадия (Фёдорова) (1898. № 7-9; 1899. № 3-6, 10, 19, 23; 1900. № 4; 1901. № 11, 19-23; 1902. № 2-4, 10-12, 15, 17, 19; 1903. № 3, 21, 23; 1907. № 3, 5, 9, 18-20; 1908. № 15-18; 1910. № 13, 32), исследование иером. Вениамина (Казанского; впосл. сщмч., митрополит Петроградский) «Преосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола» (1899. № 12-24; 1900. № 1-3, 5-9, 11-24; 1901. № 1-6, 9).

После 1906 г. епархиальные миссионеры вступили в борьбу с «панфинско-лютеранской пропагандой» среди карел, что было отражено в статьях «Надвигающаяся опасность» прот. Н. Чукова (1907. № 12. С. 309-315), «Воззвание к пастырям карельских приходов Олонецкой епархии» свящ. Д. Островского (1908. № 9. С. 191-195). В это же время публикуются переводы на карельский язык отдельных евангельских чтений (1907. № 6, 7, 24; 1908. № 2, 3, 7, 8, 10), Символа веры и молитвы «Отче наш» (1907. № 8. С. 219-220), богослужебных текстов (1908. № 10. С. 221-222), проповеди на Сретение Господне (1908. № 2. С. 33-35). С 1909 г. значительная часть миссионерских публикаций была посвящена крайним протестантским учениям, напр. «Секта пашковцев, ложно называющая себя евангелическими христианами» В. А. Мельникова (1909. № 27. С. 590-593; № 28. С. 618-620), «Несколько слов о пропаганде «евангелических христиан» среди православных путем своей печати: (Библиографическая заметка)» архим. Никодима (Кононова) (1909. № 30. С. 689-714).

Наиболее интересны археографические статьи «Каргопольская старина» Д. Берёзкина (1899. № 1. С. 15-19) и анонимный труд «Рукописи Александро-Свирского монастыря» (1901. № 9-13, 15). Среди многочисленных материалов по этнографии и фольклору особо выделяются статьи «Народные воззрения и черты народного быта по «Причитаниям северного края»» В. Ф. Снитко (1898. № 11. С. 17-21), «Олонецкие приметы, поверья и суеверия» Ягодкина (1899. № 20, 22, 23; 1900. № 1, 3, 4, 15), «Погребальные и поминальные обряды в Ежезерском приходе Олонецкой епархии» (1901. № 18. С. 546-549) и «Из материалов по этнографии Олонецкого края. Заплачки по умершим» (1902. № 4. С. 165-169) К. Ф. Филимонова, «Из наблюдений сельского священника над деревней» (1908. № 13. С. 311-313; № 14. С. 334-335; № 15. С. 351-353; № 18. С. 410-411) свящ. Александра Преображенского.

В качестве приложений к «О. е. в.» издавались отчеты Олонецкого епархиального наблюдателя (свящ. Н. Чукова) о состоянии церковных школ Олонецкой епархии (1899, 1903, 1907, 1908, 1910), «Сведения о составе лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Олонецкой епархии» (1899, 1903, 1904, 1908, 1909), «Отчет о состоянии раскола и действиях миссии в Олонецкой епархии за 1900 г.» (1901), Устав Олонецкого епархиального братства во имя прп. Александра Свирского (1903) и отчет о его деятельности (1908), конспекты образцовых уроков по Закону Божию, Свящ. истории и богослужению архим. Фаддея (Успенского) (1903, 1906, 1908), отчет о деятельности Воскресенского братства трезвости (1917), журналы съездов духовенства и собраний правления ДС, отчеты учебных заведений и епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва и др.

С 1 мая 1917 г. неофиц. часть помещалась в начале номера, в ней появились революционные материалы, напр. воззвание Союза белого духовенства «Христиане!» (1917. № 12. С. 255-257), статьи на актуальные церковно-общественные темы: «Соборы древней Церкви» Елпидинского (1917. № 13. С. 275-280; № 14. С. 299-304; № 15. С. 322-329), «К переживаемому моменту» (1917. № 12. С. 257-260), «Впечатления с епархиального съезда» (1917. № 15. С. 329-332), «Политические партии и христианская Церковь» (1917. № 20. С. 401-406), «Политические партии и школа» (1917. № 21. С. 417-421) и «Новые пути пастырства» (1918. № 3/4. С. 20-21; № 5/6. С. 33-36; № 7. С. 55-59; № 9/10. С. 91-97) прот. Н. Чукова. Вскоре появились сообщения, не оставлявшие сомнений в характере отношения новой власти к Церкви: «Высылка прот. П. В. Дмитриева» (1918. № 7. С. 60-61), «Арест прот. Н. К. Чукова» (1918. № 9/10. С. 99-100), ««Ликвидация» Петрозаводского духовного училища» (1918. № 11. С. 110-111). После закрытия большевиками Олонецкой ДС издание «О. е. в.» прекратилось.

Лит.: Андреев. Христианская периодика. № 468; Бацер М. И. Олонецкая епархия и карельские староверы: (По страницам «Олонецких ЕВ») // Вопросы истории Европ. Севера: Проблемы развития культуры: 2-я пол. XIX-XX вв. Петрозаводск, 2002. С. 33-46; Розов А. Н. Фольклорно-этногр. мат-лы на страницах ж. «Олонецкие ЕВ» (1898-1918): Аннот. тематико-библиогр. указ. // Рус. фольклор: Мат-лы и исслед. СПб., 2008. Т. 33. С. 366-380; Сорокина Т. В. «Олонецкие ЕВ» // Карелия: Энцикл. Петрозаводск, 2009. Т. 2. С. 314; Абросимова Д. Д. Проповеди архим. Фаддея (Успенского) на страницах газ. «Олонецкие ЕВ» // Studia Humanitatis Borealis. Петрозаводск, 2015. № 1. С. 50-58; Урванцева Н. Г. Люди Церкви в некрологах ж. «Олонецкие ЕВ» (1898-1918) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. № 4(65). С. 127-150; она же. Редакторский корпус ж. «Олонецкие ЕВ» // Филол. науки: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 10(64). Ч. 1. С. 25-27.
Прот. Александр Троицкий
Рубрики
Ключевые слова
См.также